preloader
Russian Belarusian
  • Год благоустройства
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

30 дней до Великой Победы. История №21

29/04/2025
Новость

Воздушные сражения сыграли ключевую роль в исходе множества операций Великой Отечественной войны. С 1941 года небо над Советским Союзом стало ареной жестоких боев между советскими и немецкими авиационными силами. Лучшие силы были брошены на борьбу за господство в воздухе, поскольку именно от этого зависело успешное выполнение наземных операций и защита городов. Среди героев – Тихон Свиридович Жучков. О подвигах, мужестве и истинном героизме прадедушки с нами поделился курсант военного факультета Даниил Баразновский

Тихон Свиридович Жучков родился 4 июля 1922 года в селе Бахотец, Могилевская область, Белорусская ССР. Далее проживал в Могилеве и селе Недашево. В 1937 году Тихон окончил 7 классов школы в деревне Амховая. После этого, начиная с 1937 года, он трудился чернорабочим на Могилевском сушильном комбинате, а с 1939 года работал токарем по металлу на Могилевском авторемонтном заводе.

В 1941 году Тихон Жучков окончил Могилевский аэроклуб и 25 июня был призван на службу в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот. В сентябре 1942 года Тихон завершил обучение в Военно-морском авиационном училище имени И. В. Сталина, а дальше – в бой. 

Новость

Тихон Жучков прошел весь свой боевой путь в рядах 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота, где проявил себя достойным защитником Родины. Он начал свою службу в должностях летчика, затем командира звена и позже заместителя командира эскадрильи, принимая активное участие в ключевых событиях войны.

Одним из самых значимых боев стала оборона блокадного Ленинграда. Когда город находился в осаде, Тихон участвовал в операции по прорыву блокады. Летчик сражался в Ленинградско-Новгородской, Выборгской и Прибалтийской операциях, летая на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. В первый год на фронте он часто летал ведомым Героя Советского Союза Дмитрия Татаренко, перенимая опыт и тактические приемы у более опытного летчика.

20 августа 1943 года его самолет был сбит в воздушном бою в районе острова Пенисаари. Гвардии лейтенант Тихон Жучков был легко ранен, покинул Ла-5 с парашютом и приводнился. Вскоре был подобран советскими катерами. При выходе десанта на берег первым спрыгнул в воду, показал пример десантникам. Они быстро закрепились на вражеском берегу, затем вернулся в свою эскадрилью.

К октябрю 1944 года, занимая должность заместителя командира эскадрильи, гвардии старший лейтенант Тихон Жучков совершил 237 боевых вылетов. Из них 72 были посвящены разведке и аэрофотосъемке военно-морских баз и аэродромов противника, а 17 вылетов – штурмовке наземных целей. Он провел 31 воздушный бой, сбив лично 10 и в составе группы 11 вражеских самолетов. Его налеты также привели к потоплению одного катера и уничтожению шести автомашин противника, что стало значительным вкладом в Великую Победу.

Упоминаются также самолетовылеты на «свободную охоту». Вот результат одного из них: «Четверка, ведомая лейтенантом Жучковым, уничтожила до 100 солдат и офицеров противника, 4 автомашины, мотоцикл, пять аэростатов заграждения, повреждены 10 автомашин, из них 2 штабных автобуса». 

Выдержка из наградного документа: «В групповых воздушных боях с численно превосходящими силами противника товарищ Жучков проявляет мужество и отвагу. Неоднократно смело и решительно отбивая атаки вражеских истребителей, спасал жизни своих боевых товарищей. В каждом полете он ищет и находит противника и, не считаясь с его количеством, наносит ему смертельные удары».

В одном из боев в районе острова Сескар четверка истребителей сопровождала штурмовики Ил-2, перед которыми была поставлена задача – потопить корабли противника. Советские самолеты были атакованы 12 вражескими истребителями. Непрерывно отбивая их атаки, было обеспечено выполнение поставленной боевой задачи, без потерь наши штурмовики вернулись на место базирования. Тихон Жучков сбил в том бою два вражеских самолета и обеспечил одну победу своему ведущему.

Во время одного из вылетов четверки истребителей, в которой уже был ведущим Жучков, был обнаружен немецкий самолет-разведчик Ю-88, который попытался уйти от преследования. Несмотря на то, что топливо было на исходе, и ведомые вынуждены были вернуться, Жучков преследовал противника в одиночку и уничтожил его пулеметным огнем. Ю-88 упал в Чудское озеро, только после этого советский истребитель дозаправился на запасном аэродроме, а затем вернулся на место дислокации.

НовостьНовость
Тихон Свиридович Жучков
Новость

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Тихон Свиридович Жучков был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» с номером 5079 – высшую награду за его боевые заслуги. К концу войны гвардии старший лейтенант Тихон Жучков совершил 257 боевых вылетов и принял участие в 37 воздушных боях. Он сбил 14 вражеских самолетов лично и еще 6 – в составе группы, оставив за собой след в истории как один из самых выдающихся асов советской авиации.

После окончания Великой Отечественной войны Тихон Свиридович продолжил свою службу в Военно-морском флоте СССР. С февраля 1947 года по октябрь 1950 года он стал летчиком-испытателем в Государственном Краснознаменном Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил СССР. В этой роли ему предстояло испытывать ряд опытных двигателей на различных самолетах.

С 1950 года Тихон вновь вернулся в авиационные строевые части, на этот раз в Советскую Армию. Его служба проходила в Киевском военном округе, в Группе советских войск в Германии и в Дальневосточном военном округе. В августе 1960 года подполковник Жучков был уволен в запас. Однако он переехал в Москву, где начал работать диспетчером Центральной диспетчерской службы Гражданского воздушного флота.

Судьба героя остается ярким примером мужества, отважности и преданности делу. Тихон Свиридович Жучков, прошедший кровопролитную войну, не только проявил себя как выдающийся летчик, но и стал символом крепкого духа и стойкости перед своими детьми и внуками. 


Фото: личный архив

Форма авторизации