Я могу рассказать то, что курсанты не найдут в учебнике | БГАА
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

Я могу рассказать то, что курсанты не найдут в учебнике

12/12/2021
Новость
Волк Наум Иосифович, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования

В рамках проекта «Академия в лицах» мы пообщались с человеком, который долгий период работал авиационным специалистом и поэтому сейчас делится с курсантами знаниями, полученными на собственном опыте. Это старший преподаватель кафедры технической эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования Волк Наум Иосифович.

– Наум Иосифович, расскажите немного о себе.

– Я родился в Минске. В своё время закончил Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище (в Латвийской ССР – прим. пресс-службы). Получил назначение на Сахалин. Конечно, кто не был на Дальнем Востоке – многое потерял. Потому что красота там неимоверная. Было немного тяжело из-за отдаленности, но я работал с удовольствием – и сама работа нравилась, и природа. После пяти лет службы меня комиссовали по состоянию здоровья.

Вернулся в Минск и сразу же устроился в Белорусское управление гражданской авиации (БУГА) [с 1991 г. реорганизовано в Белорусское объединение гражданской авиации, с 1996 г. – в национальную авиакомпанию «Белавиа»], где работал с 1970 по 2016 год.

Сначала в области транспортной безопасности (ОТБ) – начиная от техника и заканчивая ведущим инженером. За период работы в ОТБ освоил 11 типов воздушных судов, записанных в свидетельстве инженера гражданской авиации – это основной документ, который даёт право на обслуживание авиационной техники.

– Был ли трудным для Вас переход из государственной авиации в гражданскую?

– Переход был не трудным, потому что в принципе законы авиации одинаковы. Когда я пришёл в гражданскую авиацию, все полученные мною ранее допуска к обслуживанию перестали иметь силу – ведь они относились к военной технике. Но у меня за плечами был немалый опыт, который пригодился. И так за первые полтора года работы в Минске я освоил 4 типа воздушных судов.

– А из чего состоит алгоритм получения допуска к обслуживанию?

– Когда в авиакомпанию приходит новая техника, выбирают людей, которые будут на неё переучиваться. Затем в СССР людей направляли в учебно-тренировочные отряды. Сейчас же – направляют в академию авиации или на предприятия, заводы-изготовители. Либо ещё бывает, что приезжает сам преподаватель, и для обучения собирают группу из 15–20 человек.

Сперва идёт курс теории. После него – курс практической работы. По времени обычно вся процедура занимает 2–3 недели. Хотя бывает по-разному: может быть и неделя (если какой-то один оперативный тип), а может быть и месяц. В общем, стажировка зависит от вида технического обслуживания (ТО): периодического или оперативного. [Периодическое обслуживание ВС выполняют через установленные эксплуатационной документацией значения наработки (налета, числа циклов), или интервалы времени (календарные сроки службы) в соответствии с заданным режимом обслуживания. Оперативное ТО представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического технического обслуживания; выполняются виды работ по встрече ВС, обеспечению стоянки, осмотру и обслуживанию, обеспечению вылета].

Новость

– Какой из освоенных Вами 11 типов воздушных судов нравится больше всего?

– Среди этого числа – и советская, и зарубежная техника (Embraer, Boeing, CRJ). Но больше всего мне нравится Ту-154 – это очень продуманный советский самолёт. Если говорить детальнее – в нём продуманы электроснабжение, топливная система, есть двойное-тройное резервирование – как систем, так и двигателей. Обеспечивается высокая надёжность самолёта. Работал на нём с удовольствием. Особенно нравится Ту-154М – прекрасный самолет.

– Где Вы продолжили работу после ОТБ?

– По законодательству Республики Беларусь нельзя продолжать работу на той должности, на которой человек нарабатывал стаж. Поэтому в 2005 году, когда я достиг пенсионного возраста, стал работать ведущим инженером летного отряда в «Белавиа». А уже в 2016 году я вышел на пенсию в традиционном понимании этого слова – перестал работать. Так было два года, но я понял, что, проработав всю жизнь, очень трудно оказаться без занятия. В 2018 году я устроился в Белорусскую государственную академию авиации. 

– Вы проработали в «Белавиа» продолжительный период своей жизни, поделитесь какими-нибудь ярким воспоминанием, рабочей ситуацией.

– Да, расскажу одну историю. Экипаж летел на Ту-134 в Красноярск. Когда самолёт приземлился, не загорелась лампочка выпущенного положения шасси. С таким дефектом уже никуда не полетишь. Мы бригадой отправились туда искать дефект. Но на нашу неудачу местные сотрудники до нашего приезда сами принялись за дело.

В штепсельном разъёме находится по 40–50 штыков, а на самом разъёме – накидные гайки. Сотрудники повредили накидную гайку – уже быстро не вылетишь... Вместо того, чтобы перепаять один провод, пришлось перепаять 46 проводов и разъёмов. То есть вместо того, чтобы через два часа вылететь, сидели два дня, пока всё перепаяли. Случай запомнился на всю жизнь (смеётся).

Новость

– Поддерживаете ли отношения с коллегами?

– Конечно. Когда работаешь с людьми десятками лет, связи сохраняются. Много знакомых вижу во время практики у курсантов. Я приезжаю как руководитель практики, а там – всё знакомо: иду по отделам, по цехам, показываю всё курсантам.

– Получается, в Белорусской государственной академии авиации непосредственно началась Ваша педагогическая деятельность?

– Да. Но если говорить о чисто педагогической. Потому что даже работая инженером, всегда взаимодействуешь с людьми – специалистами, практикантами, выпускниками. То есть при подготовке к сезонной эксплуатации воздушных судов – к осенне-зимнему (ОЗП) и весенне-летнему периодам (ВЛП) – происходят всё такие же лекции и занятия, только они проводятся с инженерно-техническим составом. Вообще самая большая трудность в работе с людьми – это их научить.

– А что касается взаимодействия с курсантами в роли преподавателя – как Вам удаётся их научить?

– Я стараюсь давать курсантам много практических знаний, прекрасно понимая, что они придут работать с авиационной техникой. На своих лекциях стараюсь давать следующее: эксплуатационные ограничения, состав, принцип работы и эксплуатацию в нормальных условиях, в аварийных условиях и в случае непредвиденных обстоятельств.

Привожу примеры из личного опыта, ведь знаю множество случаев – участвовал в расследованиях авиационных происшествий. Условно говоря, довожу до курсантов, что «был такой случай, с такой-то системой – что сделали, как с этим справились». Я могу рассказать то, что курсанты не найдут в учебнике.

Ценю, когда они задают вопросы – это позволяет понять, насколько курсант усвоил материал лекции. По вопросам всё видно. При необходимости даю персональные задания, да и во время зачёта или экзамена с каждым беседую основательно. Я должен почувствовать, что курсант понял материал, который я ему рассказал.

Новость

– Вы преподаёте курсантам сразу несколько дисциплин. Есть ли среди них любимый курс?

– Мне нравятся «электроприборное оборудование» и «КАТ» (конкретная авиатехника), эти предметы мне ближе других. Преподаю ребятам старших курсов – это сформировавшиеся, толковые курсанты, уже получившие определённый багаж знаний.

– На Ваш взгляд, на что нужно сделать упор человеку, который хочет стать авиационным специалистом?

– Во-первых, на знание английского языка – без него никуда. На нём написаны все документы, инструкции, литература. Тем более для работы с западной техникой. Со знанием английского гораздо проще всё это осваивать.

Во-вторых, для будущего авиационного специалиста важно ещё со школьной скамьи определиться, что он будет поступать в технический вуз. И соответственно, уже тогда уделять внимание физике, математике. Очень пригодятся даже общие сведения о приборных структурах, электрооборудовании.

Новость

– Что Вам приносит наибольшую радость в жизни?

– Когда дома и на работе всё спокойно, когда излишне не нервничаешь. А ещё – когда что-то сделал и видишь результат своего труда. Тогда получаешь удовлетворение.

В академии видимый результат заключается в том, когда беседуешь с курсантом пятого курса и видишь, как он вырос. Конечно, радует осознание, что этот курсант в будущем придёт на предприятие – и для него будет работа, с которой он справится. Вот тогда получаешь удовольствие.

– Если перейти к Вашей личной жизни – как проводите время?

– В юношестве любил играть в баскетбол, имел 1-ый разряд и даже играл за минский «Спартак». Вот в эти два года перерыва между работами ходил на «Чижовка-Арену», смотрел хоккей. А после – гулял в парке 900-летия – там красивые места. Вообще моё любимое место в Минске – парк имени М. Горького, раньше мы часто ходили туда семьёй.

– А расскажите немного о своей семье.

– Я женился ещё в 20 лет, сразу после училища. Всю жизнь прожили с супругой вместе, у нас есть сын. Он работает диспетчером управления воздушным движением в Кирове. Это, конечно, сложная работа, но мы довольны его выбором.

Новость

– Какие книги предпочитаете читать?

– Люблю военные приключения. Ещё мне очень понравился фильм «Дорогой мой человек» по мотивам романов Юрия Германа. Это моя любимая трилогия, с удовольствием перечитывал несколько раз. Сюжет о врачах, охватывает период героев с раннего детства и до взрослого возраста.

– Назовите качества, которые Вы особенно цените в людях.

– Порядочность, обязательность, надёжность – то, без чего нельзя. Чтобы человек тебя не подвёл. Тем более авиация – это такая область, которая не прощает отсутствия обязательности: на кону стоят жизни людей, поэтому требования к выполнению своих обязанностей высокие.

– Назовите девиз, которым Вы руководствуетесь по жизни?

– Не делай плохого людям – и всё у тебя будет хорошо.

– Что бы Вы пожелали академии авиации и курсантам?

– Академии – чтобы количество курсантов оставалось таким же. Считаю, что для нашей республики подобрано оптимальное количество выпускаемых специалистов. А курсантам – прилежно овладевать знаниями и задавать побольше вопросов.

Автор: Диана Тарбецкая, пресс-служба
Фото: Светлана Хилькевич

Share icon
Новость

Заседание Совета БГАА. Декабрь

24 декабря состоялось завершающее заседание Совета БГАА 2021 года. В ходе торжественной части совета ректор БГАА вручил заслуженные награды должностным лицам. После чего началось заслушивание и обсуждение материалов докладчиков.

Подробнее

Safety and Emergency Procedure Training (SEPT)

Стажировка на базе УП «РубиСтар» по аварийно-спасательной подготовке членов экипажей грузовых воздушных судов по аварийным процедурам и использованию аварийно-спасательного оборудования на суше и воде.

Подробнее
Новость

Форма авторизации