Именные аудитории | БГАА
preloader
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

Именные аудитории

Новость
Алексей Григорьевич Ребрей

Биография

Ребрей Алексей Григорьевич родился 20 декабря 1933 года в селе Ксеньевка Исилькульского района Омской области Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В 1936 году он вместе с семьей переехал в село Ново-Лузино Москаленского района Омской области, где и встретил испытания Великой Отечественной войны. Кровопролитная трагедия разлучила семью с отцом, который погиб на фронте, оставив юного Алексея с матерью и тремя братьями.

Окончив семь классов школы, Алексей Григорьевич перебрался в Омск, откуда в 1954 году был призван в ряды Советской армии. Воинская служба предопределила его дальнейшую судьбу: в этом же году он окончил школу механиков по специальному оборудованию самолетов и занял штатную должность механика. Спустя 3 года Алексей Григорьевич демобилизовался и трудоустроился на работу на один из заводов Омска мастером и слесарем-сборщиком.

Новость Новость
Алексей Григорьевич в годы службы в Советской армии

Омское летно-техническое училище гражданской авиации

Трудовой путь в гражданской авиации Алексей Григорьевич начал в 1960 году с устройства на работу в Омское летно-техническое училище гражданской авиации (ОЛТУГА). В 1961 году он поступил в Омский политехнический институт на электрорадиотехнический факультет, который успешно окончил в 1967 году с квалификацией «инженер-электрик». Первой должностью в ОЛТУГА стала должность заведующего лабораторией, которая открыла Алексею Григорьевичу дорогу на педагогическое поприще. Позже он стал работать преподавателем, после чего – старшим преподавателем, председателем цикловой комиссии самолетовождения. В 1972 году, после окончания двухгодичного университета научных знаний при городском комитете КПСС, им было возглавлено летное отделение училища.

За время работы в ОЛТУГА Алексей Григорьевич характеризовался коллегами с исключительно положительной стороны. Будучи грамотным и хорошо подготовленным специалистом, периодически он исполнял обязанности заместителя начальника по учебной работе училища. Некоторые из его рационализаторских идей были представлены на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Алексей Григорьевич, более того, вел активную общественную жизнь и неоднократно поощрялся руководством училища за свои методы и формы воспитания курсантов и совершенствование их теоретической и практической подготовки.

Новость
Ребрей Алексей Григорьевич, 1960 год

Минское авиационное техническое училище гражданской авиации

В семидесятые годы прошлого века гражданская авиация находилась на пике своего роста. В этой связи после предварительной организационной работы, проделанной на республиканском и союзном уровне, Ми­нистр гражданской авиации СССР, главный маршал авиации Борис Павлович Бугаев  издал приказ от 9 августа 1974 года № 154, согласно которому с 1 октября 1974 года предписывалось организовать Минское авиационное техническое училище гражданской авиации (МАТУГА). Весьма остро встал вопрос подбора преподавательского состава училища, ведь процесс создания учебной базы для подготовки высококвалифицированных специалистов – задача сложная и многогранная.

В августе 1975 года Алексей Григорьевич был переведен в Минск, столицу Белорусской Советской Социалистической Республики. В МАТУГА он занял должность старшего преподавателя – председателя цикловой комиссии электротехнических дисциплин. С первых дней работы в училище под руководством Алексея Григорьевича и при его непосредственном участии была создана учебно-лабораторная база электротехнического цикла, начиная с наглядных пособий, лабораторных стендов и заканчивая специализированным оборудованием для отработки первичных профессиональных навыков курсантов. В 2001 году был переведен на должность доцента кафедры технической эксплуатации авиационного оборудования.

Новость Новость
Алексей Григорьевич во время учебных занятий

За годы работы в МАТУГА Алексей Григорьевич преподавал все без исключения дисциплины электротехнического цикла, постоянно совершенствуя не только собственную квалификацию, но и образовательный процесс. Одним из первых внедрил в свои занятия технологию проблемного обучения. Владея аудиторией, пользовался большим авторитетом среди курсантов. Алексей Григорьевич уделял особое внимание осваиванию новой авиационной техники, развитию и совершенствованию электроснабжения воздушных судов и электросветотехнического оборудования аэропортов.

Особое внимание в профессиональной деятельности Алексей Григорьевич уделял издательской работе. За время работы в МАТУГА им была издана 41 научная работа в различных областях авиации. Основной упор в своих исследованиях Алексей Григорьевич делал на приборное оборудование, электроприводы, электропитание и модернизацию специального авиационного оборудования гражданских воздушных судов.

Новость
Алексей Григорьевич с коллегой около учебного корпуса №2

Алексей Григорьевич был не только профессионалом своего дела, но и Человеком с большой буквы. Он являлся классным руководителем и постоянно приходил на помощь своим подопечным курсантам. Процессу воспитания достойных специалистов он уделял большое внимание: постоянно анализировал успеваемость, проводил беседы, поддерживал хорошие контакты с родителями курсантов и выпускниками, которые обрели статус авиационных специалистов.

Алексей Григорьевич окончил трудовую деятельность в 2009 году. За добросовестную работу в МАТУГА, а позже – МГВАК, он был удостоен 130 поощрений, 30 Почетных грамот разных уровней, был занесен на Доску почета, а также награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства», знаком ВВС «Отличник авиации», знаками МГА СССР «Отличник Аэрофлота», «Ударник коммунистического труда», «Ударник пятилетки», медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник образования Республики Беларусь».

Новость Новость
Алексей Григорьевич с коллегами и курсантами (на первой фотографии – крайний справа, на второй – левее центра)

Личная жизнь

Алексей Григорьевич был не только профессионалом своего дела, но и отличным семьянином. В его семье всегда царил уют и спокойствие. Вместе со своей супругой, Ребрей Калериной Павловной, он воспитывал двух детей: сына – Ребрея Аркадия Алексеевича и дочь – Ребрей Наталью Алексеевну.

С детства у Алексея Григорьевича проявлялись творческие способности, которые он сохранил и в осознанном взрослом возрасте. Обладая музыкальным слухом, он играл на духовых инструментах: кларнете, саксофоне и флейте. Также Алексей Григорьевич увлекался резьбой по дереву, созданием лаковых миниатюр, которые часто дарил своим близким и друзьям. Занимался акварельной живописью.

Новость
Алексей Григорьевич с женой и детьми

В 2010 году Алексей Григорьевич ушел из жизни, но память о нем навсегда останется в сердцах его родных и близких. Выпускники Белорусской государственной академии авиации разных исторических этапов, которые были удостоены чести постигать азы технических наук под его руководством, навсегда сохранят память об Алексее Григорьевиче как о мудром наставнике и добродушном человеке.

Новость
Геннадий Максимович Русак

Биография

Геннадий Максимович Русак родился 25 января 1926 года в местечке Шацк Минской области Белорусской СССР.

В юные годы Геннадий Максимович прошел через испытания Великой Отечественной войны, которая застала его в деревне Любищицы Ивацевичского района Брестской области, где он работал председателем местного коллективного хозяйства. После начала войны отец Геннадия Максимовича – Максим Иванович Русак ушел на восток вместе с отходившими советскими войсками, а он, его мама Анна Ефимовна Русак, сестра и младший брат переехали в деревню Михновичи Ивацевичского района, находившуюся между транспортными магистралями – железной дорогой и шоссе Брест – Минск, по которым осуществлялись основные перевозки вражеских войск и военной техники. С декабря 1942 года по июль 1944 года Геннадий Максимович был связным в партизанском отряде специального назначения №25.

Новость
Геннадий вместе со своей младшей сестренкой Галей

В августе 1944 года он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. После этого он прошел обучение в учебном артиллерийском полку и автомобильном батальоне в г. Луга Ленинградской области и участвовал в боевых действиях на 4-м Украинском фронте в составе 47-й тяжелой минометной ордена Кутузова бригады.  После окончания войны служил в Чехословакии и Румынии. Демобилизовался в мае 1950 года. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и другими наградами.

После демобилизации в 1950-х годах работал на лесозаводе в Ивацевичах, в редакции газеты «Калгаснае жыццё» и учился в Ивацевичской средней школе рабочей молодёжи.

Новость
Русак Геннадий Максимович, 1948 г.

В 1952 году Геннадий Максимович поступил на электротехнический факультет Киевского института Гражданского воздушного флота им. К.Е. Ворошилова, где после успешного завершения полного курса обучения решением государственной квалификационной комиссии от 16 февраля 1959 года ему была присвоена квалификация «Инженер-электрик по технической эксплуатации электрорадиосветооборудования самолетов».

По окончании института работал в г. Минске на авиаремонтной базе №407 Главного управления Гражданского воздушного флота в должности инженера по спецоборудованию.  

Новость Новость
Коллектив Криворожского авиационного училища

С мая 1959 года – преподаватель Криворожского авиационного училища спецслужб Гражданского воздушного флота. В 1960 году назначен на должность начальника цикла авиационных приборов этого же училища. Геннадий Максимович приложил много усилий для создания полноценной учебно-лабораторной базы и повышения качества обучения курсантов, за что был награжден знаком «Отличник Аэрофлота» в 1964 году. С 1965 года работал заместителем начальника училища по учебно-производственной работе.

Заместитель начальника по
учебно-производственной работе в
Минском авиационном техническом училище
гражданской авиации (1976–2004 гг.)

В феврале 1976 года был переведен в Минское авиационное техническое училище гражданской авиации на должность заместителя начальника по учебно-производственной работе, на которой проработал до сентября 1988 года. Внес огромный личный вклад в организацию образовательного процесса, формирование материально-технической базы для практического обучения курсантов и ее эффективного использования, в частности – в создание учебной авиационно-технической базы (УАТБ) на территории училища и обеспечение проведения практических занятий на воздушных судах. Общий стаж работы в нашем учреждении образования – 28 лет.

Новость
Геннадий Максимович Русак – первый слева

Геннадий Максимович вел не только учебную, но и воспитательную работу среди курсантов училища, а в последствии колледжа. Он проводил беседы, с огромной заботой, по-отечески, относился к нуждам курантов и близко к сердцу принимал их промахи в учебе и личной жизни.

В год исторической памяти особенно важно отметить, что Геннадий Максимович после прекращения трудовой деятельности с 2004 года возглавлял ветеранскую организацию работников, был секретарем партийной организации училища, активно занимался общественной работой и обеспечивал работу музея колледжа. Вокруг него всегда толпились курсанты, ведь для каждого он находил доброе слово – это была его жизнь.

Новость

Геннадий Максимович автор первого научно-популярного труда по истории нашего учреждения образования, которое легло в основу последующих работ, освещавших подготовку специалистов гражданской авиации в Беларуси. 

Личная жизнь

Геннадий Максимович был отличным семьянином – вместе со своей супругой Валентиной Николаевной Русак они воспитали двух дочерей.

Старшая дочь – Людмила Геннадьевна Жиевская закончила Минский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт, следом долгое время возглавляла областной дом санитарного просвещения и сегодня находится на заслуженном отдыхе.

Новость Новость
Русак Геннадий Максимович с женой – Валентиной Николаевной Русак

Младшая дочь – Светлана Геннадьевна Верещак с момента окончания Киевского института инженеров гражданской авиации продолжает работать в Белорусской государственной академии авиации преподавателем. 

В 2009 году Геннадий Максимович ушел из жизни. Через 2 года не стало его жены – Валентины Николаевны, но память о своих дорогих родителях сохраняют их дети, четыре внука и передают ее четырем правнукам.

Новость
Петр Павлович Клименко

Традиционно в октябре отмечается День академии – это своего рода день рождения нашего учреждения образования. Ведь именно 1 октября 1974 года берёт своё начало Минское авиационное техническое училище гражданской авиации, спустя годы ставшее Белорусской государственной академией авиации.

Неотъемлемая часть нашего праздника – уважение к прошлому, воспоминания о том, как всё начиналось, и о тех, кто стояли у истоков, вносили большой вклад в становление нашего учебного заведения. Именно поэтому во время празднования Дня академии в 2021 году была открыта аудитория имени Петра Павловича Клименко.

Петр Павлович Клименко – первый начальник Минского авиационного технического училища гражданской авиации. Можно сказать – «отец» нашего учреждения образования. Он возглавлял училище на протяжении 7 лет – именно под его руководством оно сформировалось и окрепло.

В этой статье мы поделимся деталями профессиональной и личной жизни Петра Павловича, показывая, каким он был работником, начальником, другом, семьянином и человеком…

Биография

Клименко Петр Павлович родился 14 июня 1927 году в с. Терпение Запорожской области Украины, там же закончил среднюю школу. С 1947 по 1951 год обучался в Киевском институте инженеров гражданской авиации. По окончании института получил специальность «инженер-механик по самолетам и двигателям» и был направлен на работу в Узбекское управление гражданской авиации.

Новость
Петр Павлович с одногруппниками (на фото – в среднем ряду, второй справа)

В управлении Петр Павлович проработал с 1951 по 1957 г. За это время прошёл трудовой путь от инженера до начальника авиационно- технической базы аэропорта «Ташкент».

С 1957 по 1962 г. работал в должности главного инженера авиаремонтного завода № 243 гражданской авиации в Ташкенте, а с 1962 г. по 1965 г. – работал главным инженером авиаремонтного завода № 407 в Минске.

Петр Павлович был высококвалифицированным авиационным специалистом с большим опытом практической работы на предприятиях – он прошёл путь от рядового до главного инженера. Однако из-за состояния здоровья Петр Павлович не мог продолжить работу на заводе. Он сменил свой род деятельности, тем не менее оставаясь в гражданской авиации.

С 1965 до конца 1974 года Петр Павлович работал заведующим Минского учебно-консультационного пункта Киевского института гражданской авиации. В данный учебно-консультационный пункт после трёх лет обучения приезжали курсанты Киевского института гражданской авиации. Клименко П. П. за короткий срок сделал это учреждение одним из лучших.

Параллельно этому Петр Павлович занимался научной деятельностью – в 1968 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук, ему присвоено ученое звание доцент.

Начальник Минского авиационного технического
училища гражданской авиации (1974–1981 гг.)

В 1974 году начался новый отсчет в жизни как Петра Павловича, так и нашего учреждения – было создано Минское авиационное техническое училище гражданской авиации. Чтобы понять причины его создания, нужно вспомнить реалии того времени. В 1960–1970 годы наблюдалось наиболее интенсивное развитие и совершенствование гражданской авиации Советского союза. Это требовало квалифицированных летных и инженерно-технических кадров, подготовка которых должна была осуществляться в соответствующих учебных заведениях.

Предложение Министерства гражданской авиации об открытии в городе-герое Минске первого в республике авиационного учебного заведения было поддержано Правительством Беларуси и Первым секретарем ЦК КПБ Машеровым Петром Мироновичем. Приказом Министерства гражданской авиации СССР Петр Павлович был назначен на должность начальника вновь созданного училища.

Под его руководством в сжатые сроки был сформирован первичный кадровый состав, создана учебная и материально-техническая база училища. С точки зрения организации он создал команду. Не просто коллектив, а команду. Притом команда была очень сильной.

В «Краткой летописи Минского государственного высшего авиационного колледжа» сохранились слова Петра Павловича в год первого набора курсантов:

– Минское авиационное техническое училище гражданской авиации начало свой первый учебный год. 250 юношей с разных концов страны – из Узбекистана, Грузии, Азербайджана, Литвы, Латвии, России, Белоруссии и других республик получают у нас специальности техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов и электрооборудования, и радиотехников по технической эксплуатации радиооборудования самолетов. Интерес юношей к нашему училищу был настолько большим, что мы вынуждены были объявить конкурс, определить проходной балл. Таким образом, к нам смогли попасть лучшие из лучших, те, кто показал хорошие знания по математике, русскому языку и литературе, кто успешно прошел медицинскую комиссию.

Новость

Там же рассказывается о том, как Петр Павлович «с гордостью хорошего хозяина» показал отлично оборудованные лаборатории и кабинеты, спортивный зал и кинозал, общежитие, где живут курсанты, столовую, отделение связи, медпункт и библиотеку:

– Всё это только начало, – говорит Клименко П. П. – Многое еще будет сделано для того, чтобы курсанты себя чувствовали в училище как дома, жили содержательной и интересной жизнью, стали настоящими специалистами.

Для нас, живущих в мире высоких технологий, интересным фактом является то, что «во время своих лекций Клименко П. П. одним из первых стал применять технические средства обучения. Это, разумеется, дало положительный результат в освоении курсантами учебной дисциплины». Молодые преподаватели вскоре также взяли пример с начальника училища. 

Новость

Петр Павлович обладал удивительным талантом объединять людей. Он мог любого привлечь в свою ауру и обаять харизмой. Как руководитель он был тактичным и дипломатичным, но в то же время целеустремлённым.

Многое, что было сделано в тот далёкий период, не потеряло своей актуальности и используется в настоящее время – военная подготовка курсантов, учебный аэродром, высокие стандарты в подготовке авиаспециалистов...

Жизнь после училища

С 1981 по 2000 г. до выхода на пенсию Петр Павлович Клименко работал командиром Учебного центра подготовки и переподготовки авиационного персонала Государственного комитета по авиации Республики Беларусь. С 1979 по 1985 г. избирался депутатом Заводского районного Совета г. Минска.

Уже уйдя с поста начальника училища, Петр Павлович продолжал интересоваться тем, как складывается судьба учреждения. Он, как родоначальник, конечно, болел за училище, к которому прирос душой с самого начала.

Новость

Личная жизнь

Петр Павлович женился на Евгении Васильевне 2 июня 1950 года – и всю оставшуюся жизнь они прожили вместе. В семье, как это зачастую бывает, именно мужчина занимал лидирующую позицию. Тогда как Евгения Васильевна была в роли понимающей жены и хлебосольной хозяйки, устраивающей радушные приёмы, на которых стол ломился от угощений.

Новость

Вместе они воспитали дочь Лидию и сына Павла. Петр Павлович не донимал детей своей заботой, но в то же время всегда держал их в поле зрения. Не ограничивал свободу действий, но при случае умел их убедить в своём аргументированном мнении, обладал отцовским авторитетом.

Судьба детей сложилась следующим образом: дочь Лидия по окончании института практически всю жизнь работала конструктором на авиаремонтном заводе; сын Павел, закончив аспирантуру, работал доцентом в Киевском институте гражданской авиации и Белорусском государственном технологическом университете, затем связал свою жизнь с предпринимательством.

У Петра Павловича два внука: Алексей и Марина. Притом внук был, можно сказать, его слабостью – он к нему очень трепетно относился. Петр Павлович успел увидеть своих правнучек, когда они были маленькими.

Новость Новость

Увлечения и привязанности

Петр Павлович Клименко был настоящим интеллектуалом – у него была огромная библиотека и хорошая память. При случае он мог процитировать кого-то из классиков или сочинить на ходу собственную эпиграмму.

Новость

У Клименко П. П. было огромное количество знакомств, но в части близкого общения Петр Павлович был избирателен, поддерживал преимущественно родственные связи.

Один из хороших друзей Петра Павловича – Заикин Александр Иванович. Их связывала длительная и тёплая дружба. Оба – сильные книголюбы, которые любили вместе обсудить прочитанное.

Новость

Десятилетиями Клименко П. П. занимался астрономией – изучал теорию относительности Эйнштейна, классическую теорию тяготения Ньютона, небесную механику… Своеобразное хобби, тоже связанное с небом.

Ещё он безумно любил собак. Дома их было несколько – всех он подобрал на улице ещё щенками. На одной из фотографий Петр Павлович ласкает здешнюю – в те времена около столовой частенько гуляло около десяти безобидных собак.

Новость Новость

Награды

В 1968 г. Клименко Петр Павлович был награждён нагрудным знаком «Отличник аэрофлота». В 1980 г. – награждён Почетной грамотой Верховного Совета БССР. В 1989 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта БССР» – в белорусской гражданской авиации единицы получали такую награду…

 

Новость

Петра Павловича не стало 7 января 2008 года, он умер в возрасте 81 года. Но память о нём сохраняется и по сей день, ведь это человек, достойный того, чтобы о нём не забывать.

Новость
Анатолий Андреевич Зигун

Краткая биография

Анатолий Андреевич Зигун родился 5 июня 1936 г. в селе Марьянское Днепропетровской области Украинской ССР.
Окончил Криворожское училище специальных служб гражданского воздушного флота (1956), Киевский институт гражданского воздушного флота (1962) с присвоением квалификации «инженер по эксплуатации наземного радиооборудования аэропортов».

Свою педагогическую деятельность начал в марте 1962 г. в Рыльском авиационном техническом училище гражданской авиации (г. Рыльск, Курская область РСФСР), где успешно освоил методику преподавания и технологии организации учебного процесса, усовершенствовал навыки педагогического мастерства. В 1966 г. был награждён нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». С июля 1968 г. по март 1975 г. – начальник Рыльского АТУ ГА. 

Приказом министра гражданской авиации СССР П.В. Бугаева от 10.03.1975 г. № 110/л переведён на работу в Минское АТУ ГА, где 19.03.1975 г. был принят на должность заместителя начальника училища по учебной работе, на данной должности работал до 01.09.1988 г. При непосредственном участии А.А. Зигуна происходило становление и развитие училища как одного из ведущих учреждений среднего специального образования, готовящего инженерно-технических специалистов для гражданской авиации СССР. Внёс большой личный вклад в организационное и методическое обеспечение образовательного процесса с целью высокого качества подготовки специалистов в Минском АТУ ГА. 

В 1990-е – 2000-е годы работал заведующим отделением практической подготовки, заместителем начальника колледжа по учебно-производственной работе, заведующим радиоотделением, доцентом кафедры технической эксплуатации авиационного радиооборудования. Принимал активное участие в открытии новых специальностей, разработке учебно-методической документации, совершенствовании учебно-лабораторной базы колледжа.

Подробная информация будет дополнена.

Новость
Николай Андреевич Сидорович

Николай Андреевич Сидорович с 1983 по 1999 год возглавлял Минское авиационное техническое училище гражданской авиации (Минский авиационный технический колледж гражданской авиации с 1991 г., Минский государственный высший летно-технический колледж гражданской авиации с 1995 г.).

При его руководстве была открыта подготовка авиаспециалистов по новым специальностям по среднему и высшему уровню образования. Была сохранена военная кафедра, сформировано восемь кафедр, открыты курсы повышения квалификации, заочное отделение. Построены: стадион, два учебных аэродрома, два ангара, телестудия, диспетчерский тренажер, учебной АТБ, общежитие. Проведена уникальная операция по перетранспортировке самолетов с учебного аэродрома из аэропорта Минск-1 на территорию колледжа. Реконструированы: методический кабинет, библиотека, столовая. 26 сотрудников колледжа получили квартиры.

С 1999 по 2009 гг. являлся заведующим кафедры социально-гуманитарных дисциплин. В процессе его руководства были внедрены в учебный процесс новые дисциплины: авиационный английский язык, этикет, история воздухоплавания, Воздушное право Республики Беларусь. По всем дисциплинам кафедры были разработаны учебно-методические комплексы. С 2009 по 2010 гг. был профессором кафедры социально-гуманитарных дисциплин Минского государственного высшего авиационного колледжа.

В рамках празднования 45-летия академии авиации курсант Алексей Сенько взял интервью у Николая Андреевича Сидоровича. Мы считаем важным поместить сюда фрагменты статьи под названием «Человек, который изменил многое», поскольку интервью, как никакой другой жанр, помогает раскрыть человека.

– Николай Андреевич, что предшествовало Вашему приходу на должность начальника училища?

– Я хорошо знаю и военную, и гражданскую авиацию. Военную – благодаря трехлетней срочной службе в ВВС в Забайкалье. Но как только меня призвали, направили в школу младших авиационных специалистов. У меня была специальность «Механик по радиооборудованию самолетов дальней авиации». После армии поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации (в те годы Киевский институт гражданского воздушного флота). Пять с половиной лет обучения, и как итог – красный диплом.

У меня была возможность выбрать место распределения. Хотелось только на родину – в Минск. Здесь передо мной встал выбор: пойти либо в АТБ (авиационно-техническая база), либо на завод. Я выбрал Минский авиаремонтный завод № 407, который как раз осваивал Ту-124 и Ту-134, и начал работать в цехе по ремонту радиооборудования. Потом меня назначили ведущим инженером в отделе главного технолога. После этого я стал начальником центральной заводской лаборатории, которая сперва состояла из двух, а под моим руководством выросла до пяти отделов. Два года спустя я трудился на партийной стезе, после чего 25 августа 1983 года стал руководителем Минского авиационного технического училища гражданской авиации.

Новость

– Какую работу, став начальником, вы вели?

– Я хотел сделать что-то значительное для училища. Поэтому начал с организации перекатки самолетов на его территорию. Училище к тому моменту уже имело свой учебный аэродром. Правда, находился он на окраине авиаремонтного завода.

Там были военный Ан-12 и гражданские Ан-24 и Ан-2. Я приехал, посмотрел – большая, не до конца очищенная площадка. Но больше всего меня возмутило, как курсантам приходилось туда добираться. Каждый день после завтрака два автобуса, по 50 человек в каждом (а тогда по двум специальностям у нас обучалось 1200 курсантов), ехали по плохим дорогам, через железнодорожные переезды. Вот и получалось, что с 9 утра до полудня большую часть времени занимала дорога туда-обратно. Была поставлена цель не просто сделать аэродром, но и завезти туда самую современную по тем временам технику.

– Как проходил процесс постройки и заполнения аэродрома?

– Неоценимую помощь оказал строившийся тогда аэропорт Минск-2: нам предоставили стройматериалы и технику при постройке площадки в 3,2 га. Потом мы уже занялись перекаткой самолетов. Тогда же на заводе № 407 демонтировали крылья и хвостовое оперение самолетов Як-40 и Ту-134. Позже поступили Ан-2, Ан-24 и вертолеты.

Отдельная история – то, как у нас появился испытательный самолет Госавиации Ту-154. Ресурс его уже заканчивался. Самое интересное –как его перегнали в Минск. Полоса в аэропорте Минск-1 была не той длины, чтобы там мог сесть Ту-154. Посадку выполнили в Мачулищах, с самолета слили все топливо, сняли кресла, элементы салона – в общем, все, что можно было. Ему дали запас топлива до аэропорта Минск-1 и, если понадобится, на возвращение.

Приземлился самолет в аэропорте Минск-1, остановившись буквально в нескольких метрах от его ограждения, после чего его разобрали и перевезли в училище. Но возникла серьезная проблема – фюзеляж этого самолета диаметром 5,4 метра. Специальная автоколонна, занимавшаяся перевозкой негабаритных грузов, предложила условия, на которые нельзя было согласиться. Но как говорится: кто ищет, тот находит решение.

На одном из совещаний в Райисполкоме рядом со мной сидел начальник пожарного училища (Университета гражданской защиты МЧС Беларуси). Узнав о нашей проблеме, он рассказал, что специально для метростроевцев МАЗ построил платформу для перевозки рельс длиной 24 м. Я обратился к автозаводцам с вопросом о перевозке нашего Ту-154. Один из инженеров посоветовал сделать стойки на ширину 5,5 метров (всего получилось 6 стоек). Двумя 20-тонными кранами положили фюзеляж на платформу и перевезли его ночью. Я сам шел рядом с этой платформой.

Самым напряженным моментом при перевозке стал выезд на МКАД в районе нынешней улицы Кижеватова. Там стояли осветительные столбы, и для прохождения между ними оставалось только 15 см зазора. Но водитель был такой ас! Он взял рулетку, отмерил необходимое расстояние от столбов, провел на асфальте линию и вел машину точно посередине – ничего не зацепил и успешно выехал. Когда самолет, наконец, привезли сюда, его поставили точно на место. Командовавший тогда ВВС Седов, увидев наш аэродром, попросил дать ему площадку для военных самолетов, чтобы на них могла заниматься и военная кафедра. Так у нас появился военный аэродром. Сейчас, вспоминая это, не перестаю удивляться энтузиазму людей и расположению властей к нашему учреждению образования: нас сопровождала милиция, сотрудники троллейбусного парка ночью специально для нас обесточивали линию и поднимали провода, а за платформу с нас никто и рубля не взял. Честно, не участвуй я в подобной процедуре когда-то на заводе, вряд ли бы взялся за то, что многие называли «авантюрой». Это доказывает, что надо иметь опыт практической работы.

– Вам еще пригодился опыт работы на авиаремонтном заводе?

– Конечно! При освоении новой специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» – завод здорово помог агрегатами, двигателями.

Новость
Офицерско-преподавательский состав Минского авиационного училища гражданской авиации, 1988 г.

– Кто из сотрудников академии остался у Вас в памяти?

– Если говорить об учебном аэродроме, много сил в него вложил Григорий Федорович Михасенко – первый его начальник (до 1987 года). Из преподавателей хочу отметить Алексея Григорьевича Ребрея. И Антон Иванович Маслов, преподававший «Электрорадиоизмерения», – это был человек с неимоверной самоотдачей, от каждого курсанта добивался аккуратнейшего обращения с приборами, вплоть до поворота ручки строго до определенного положения Его выпускники были на хорошем счету на заводе «Интеграл», где работали настройщиками. Огромный вклад внес заместитель начальника училища по строительству Виктор Антонович Пархимович, работавший в колледже с момента его основания. Он руководил постройкой столовой, двенадцатиэтажного общежития, реконструировал второй и третий корпуса. Добрым словом вспоминаю заместителя начальника училища по учебной работе Анатолия Андреевича Зигуна. Он согласовывал учебные программы с БНТУ, БГУИР и Рижским институтом аэронавигации.

Нельзя не отметить наших шефов, которые оказали большую материальную помощь при строительстве аэродрома: Николая Андреевича Бурханского и Аркадия Григорьевича Ямова – директоров авиаремонтного завода № 407. Не могу не сказать про заместителя министра образования РБ Анатолия Михайловича Гарнака, которому академия обязана своим вторым рождением. В 1991 году он помог нам попасть на баланс Министерства образования. Хочется еще отметить начальника Белорусского управления гражданской авиации Виктора Михайловича Курило, который содействовал при подготовке площадки для аэродрома, а также с его помощью в училище был создан первый компьютерный класс.

– Какое напутствие Вы дадите академии в юбилей?

– Согласно новым рекомендациям ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), молодыми людьми считаются мужчины до 45 лет и женщины до 40 лет. Академия уже достигла столь солидной цифры. Так пусть теперь она превратится в университет, увитый плющом!

Новость

Форма авторизации