История | БГАА
preloader
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

История

Ежегодно в октябре в Белорусской государственной академии авиации празднуют День академии – праздник, который установлен в честь основания нашего учреждения образования 1 октября 1974 года. Это главный праздник выпускников академии (на сегодня их более 14 тысяч) и всех, кто в разное время работал или продолжает работать в академии, и вложил свои силы, душу и сердце в благородное дело подготовки авиационных специалистов.

Академия авиации – это единая команда людей, влюблённых в небо, в авиацию, и где бы они сейчас не жили (а выпускники академии работают во многих странах мира, почти на всех континентах), они ощущают себя одним целым, и желают процветания alma mater. В 2019 в стенах академии дружно отпраздновали 45-летие, и уже совсем близко 50-летний юбилей, который нам предстоит вместе встретить в 2024 году. Мы празднуем юбилейные даты для того, чтобы всегда помнить о нашей истории, славных традициях, преемственности в поступательном движении вперёд, вкладе всех поколений руководителей, работников и курсантов в общее дело становления, развития, совершенствования белорусской школы подготовки специалистов авиационной отрасли.

Становление и первые годы деятельности академии были неразрывно связаны с историей авиации СССР. В 1971-1975 годы вследствие бурного развития гражданской авиации в СССР были дополнительно созданы 7 высших и средне-специальных учебных заведений авиационной отрасли. В рамках единого большого государства Минск был определён одним из мест подготовки для авиапредприятий СССР не лётного, а технического персонала по программам средне-специального образования –  техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов и электрооборудования и радиотехников по технической эксплуатации радио­оборудования самолетов.

Активное содействие созданию авиационно-технического училища в Минске оказало правительство БССР, которое передало МГА СССР здания и сооружения Минского педагогического училища. После предварительной организационной работы, проделанной на республиканском и союзном уровне, Ми­нистр гражданской авиации маршал Б. П. Бугаев 9 августа 1974 года подписал приказ № 154, согласно которому предписывалось организовать с 1 октября 1974 года Минское авиационное техни­ческое училище гражданской авиа­ции (далее – МАТУГА). Первым начальником училища, ветераном «Аэрофлота» кандидатом технических наук П.П. Клименко (назначен 30 ноября 1974 года) был в сжатые сроки сформирован первичный кадровый состав училища, и с 1 сентября 1975 года к занятиям приступили 240 курсантов 1-го курса обучения, прибывшие для учёбы из различных регионов СССР.

Новость

МАТУГА обеспечивало высокое качество подготовки специалистов – свыше 90% курсантов проходили производственную практику на авиапредприятиях с оценками «хорошо» и «отлично», около 20% выпускников получали диплом с отличием. В 80-е годы общий контин­гент курсантов вырос до 1300 человек, что свидетельствовало о востребованности выпускников училища в масштабах всей авиационной отрасли СССР. Усилия трудового коллектива были по достоинству оценены руководством отрасли: в 1986 году МАТУГА было присуждено первое место в соревновании между средними специальными учебными заведениями Министерства гражданской авиации СССР.

В январе 1991 года в целях подготовки более квалифицированных специалистов для обслуживания самолётов нового поколения и дальнейшей интеграции образовательного процесса с Рижским институтом инженеров гражданской авиации училище было преобразовано в Минский авиационно-технический колледж (МАТК). Однако реализации данных планов воспрепятствовал распад СССР.

Новость

Ещё при создании МАТУГА в 1974 году нормативными документами предусматривалось его дальнейшее преобразование в высшее учебное заведение. Тем не менее, данный вектор движения стал  актуальным только после распада СССР, когда началось строительство суверенного белорусского государства, и возникла необходимость обеспечения собственными силами полного цикла подготовки специалистов для авиационной отрасли. Решать задачу приходилось в сложных условиях 90-х годов, когда молодое белорусское государство преодолевало последствия разрыва традиционных экономических связей. Колледж был передан в систему Мини­стерства образования Республики Беларусь и получил наименование «Минский государственный авиа­ционный колледж» (МГАК). Прекращение взаимодействия с Ригой  было компенсировано сотрудничест­вом с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники (БГУИР) и Бело­русской государственной политехнической академией (БГПА). В рамках созданных в 1993 году учебно-научных объединений колледжа и данных вузов были впервые в истории суверенной Республики Беларусь подготовлены 158 инженеров для гражданской авиации (первый выпуск состоялся в 1997 году). Однако в целом это не сняло с повестки дня вопрос о необходимости создания в Республике Беларусь высшего учебного заведения гражданской авиации.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 3 апреля 1995 года № 126 МГАК перешёл в ведение Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и  25 августа 1995 г. реорганизован в Минский государственный высший летно-технический колледж (МГВЛТК). Эти решения дали старт новому этапу в подготовке кадров для авиационной отрасли в нашей стране – с этого момента в стенах колледжа началась подготовка специалистов как со средне-специальным, так и с высшим инженерным образованием, и первый выпуск 16 ин­женеров по управлению движением на воздушном транспорте состоялся в 1999 году.

В 1997/1998 учебном году планировалось открыть подготовку инженеров-пилотов по специальности «Эксплуатация транспортных средств» со специализацией «Летная эксплуатация воздушного транспорта», однако, в те годы по различным причинам начать подготовку  специалистов по летной специальности не удалось, и в 2001 году МГВЛТК был переименован в Минский государственный высший авиационный колледж (МГВАК).

Новость

В 2003 году по заказу Министерства обороны Республики Беларусь в колледже была начата подготовка военных кадров для Вооружённых Сил на базе созданной в 1993 году военной кафедры. В 2007 году кафедра реорганизована в военный факультет.

В связи с введением в действие в 2007 году образовательных стандартов среднего специального и высшего образования нового поколения была проведена структурная реорганизация МГВАК, позволившая улучшить качество образовательного процесса. Для подготовки авиационных специалистов с высшим образованием был организован факультет гражданской авиации, а для подготовки авиационных специалистов со средним специальным образованием – отделение среднего специального образования и отделение практического обучения. На базе созданного в декабре 1994 г. отделения повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской авиации в 2010 г. был образован факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, в последующем реорганизованный в институт.

Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 466-Ц с 1 апреля 2015 г. МГВАК был преобразован в учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации» (далее – БГАА), подчинённое с 2016 года непосредственно Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

С 1 сентября 2016 г. в БГАА открылась подготовка в магистратуре по специальности «Транспорт» (приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 59-Ц), а в 2018 году – аспирантура по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта» (приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 4 июля 2018 г. № 161).  С созданием магистратуры и аспирантуры в БГАА сформирован полный цикл подготовки авиационных специалистов.

В структуру БГАА сегодня входят отделение среднего специального образования, 2 факультета (факультет гражданской авиации и военный факультет) для обучения на первой и второй (магистратура) ступенях высшего образования, аспирантура, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. При активном содействии Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь образовательный процесс организован на основе практико-ориентированной подготовки курсантов на базе авиаремонтного завода № 407, Национального аэропорта «Минск» и других предприятий авиационной отрасли. Формами взаимодействия с реальным сектором экономики, доказавшими свою эффективность, является создание филиалов кафедр, организация стажировок.

Уважение к истории – это неотъемлемая часть жизни академии сегодня. Но это не только дань традициям, но и стремление, оттолкнувшись от достигнутого, осознавая свои корни, ставить новые цели движения вперёд. Среди ближайших актуальных задач академии – развитие материально-технической базы, открытие новых специальностей, в том числе обучение пилотов гражданской авиации, создание на базе БГАА международных центров подготовки авиационного персонала гражданской авиации (EASA Training Centre и др.), проведение курсов ICAO, EASA, IATA, МАК.

Новость

История БГАА – это по сути история становления и развития национальной школы подготовки авиаспециалистов. Эта история – плод усилий всей авиационной отрасли нашей страны, всех работников академии на каждом из этапов развития, и её руководителей: П. П. Клименко (1974-1981), Д. Г. Глущенко (1981-1983), Н. А. Сидоровича (1983-1999), А. И. Науменко (1999-2009), А. А. Лапцевича (2009-2015), Г. Ф. Ловшенко (2015-2018), А. А. Шегидевич (2018 - по настоящее время). Эта история продолжается здесь и сейчас. В ней пишутся новые страницы, пишутся для того, чтобы девиз академии «Надзейныя крылы – бяспека Айчыны» каждый день, каждый час воплощался в жизнь новыми достижениями во имя обеспечения национальной безопасности, суверенитета и устойчивого развития Республики Беларусь.

Дата Событие Нормативный акт 
01.10.1974 Организовано Минское авиационное техническое училище гражданской авиации Распоряжение Совета Министров Белорусской ССР от 22 июля 1974  № 515р, приказ Министерства гражданской авиации СССР от 9 августа 1974 № 154
01.09.1975 Состоялся первый набор курсантов по двум специальностям – подготовка радиотехников по технической эксплуатации радиооборудования самолетов и техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов  
1986 Открыта подготовка по специальности «Техника наземных радиосредств»  
1989 – 1990 Открыта подготовка по специальности «Электроника наземных радиосредств»  
1991 Открыта подготовка по специальностям «Техника и механика наземных радиосредств» и «Управление движением на воздушном транспорте»  
22.01.1991 Минское авиационное техническое училище гражданской авиации преобразовано в Минский авиационный технический колледж гражданской авиации Приказ Министерства гражданской авиации СССР № 18 от 22 января 1991 года
07.02.1992 Минский авиационный технический колледж гражданской авиации передан в ведение Министерства образования Республики Беларусь Согласно постановления Совета Министров Республики Беларусь № 64 от 7 февраля 1992 года
15.04.1994 Минский авиационный технический колледж переименован в Минский государственный авиационный колледж Приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь от 15 апреля 1994  № 106
25.08.1995 Минский государственный авиационный колледж реорганизован в Минский государственный высший летно-технический колледж с подчинением Государственному комитету по авиации Республики Беларусь (в настоящее время – Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь)

Распоряжение Кабинета Министров Республики Беларусь от 03.05.1995 № 358р;

Совместный приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства образования и науки Республики Беларусь от 25 августа 1995  № 19/340

1994 – 1997 Сотрудничество в подготовке авиационных инженеров с крупнейшими учреждениями высшего образования республики – Белорусским политехническим институтом (в настоящее время – БНТУ) и Минским радиотехническим институтом (в настоящее время – БГУИР), которые принимали на сокращенный срок обучения лучших выпускников  
1995 В Минском государственном авиационном колледже открыто отделение повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской авиации приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 декабря 1994  №435/214-у и Указание от 23 февраля 1995 № 41
1996 Организована первая кафедра «Обеспечение полетов и управление воздушным движением» Разрешение Министерства образования и науки Республики Беларусь от 21.03.1996 № 01-04/106
1997

Минский государственный авиационный колледж самостоятельно начал осуществлять подготовку авиационных специалистов с высшим образованием;

Открыта подготовка инженеров-механиков по специальности Т.04.07.00 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»;

Создана кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники»

Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 23.05.1997 № 64, разрешение Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.1997 № 04-5/176

 

Приказ начальника колледжа от 01.09.1997 № 212

1998

Создана кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»;

Создана кафедра «Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования» по подготовке инженеров-электромехаников по специальности Т.06.01.11 «Техническая эксплуатация авиационных приборов, систем и комплексов»

Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 09.07.1998 № 82, разрешение Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.1998 № 25-04/585
1999 Организовано отделение заочного обучения по подготовке авиационных специалистов со средним специальным образованием Приказ Председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 26 августа 1998 №99 и приказ начальника колледжа от 25 июня 1999 №207
1999

Создана кафедра «Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования»;

Создана кафедра «Общетехнические дисциплины»;

Создана кафедра «Физическое воспитание и спорт»

Приказ Председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 07.06.1999 № 81
2000 Организована подготовка по специальности среднего образования  
2001

Минский государственный высший летно-технический колледж переименован в Минский государственный высший авиационный колледж;

Организована подготовка авиаспециалистов с высшим образованием по заочной форме обучения «Системы светотехнического обеспечения полетов и электрооборудование аэропортов»;

Создан редакционно-издательский отдел;

Создан отдел воспитательной работы

Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 09.04.2001 № 62
2002

Организована подготовка по специальности среднего образования «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» со специализацией «Аэродромные средства и средства механизации аэропортов»;

Создано курсантско-студенческое конструкторское бюро (КСКБ) «МИР»

 
2003

Кафедра «Обеспечение полетов и управление воздушным движением» переименована в кафедру «Организация движения на воздушном транспорте»;

Кафедра «Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования» преобразована в кафедру «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования»

 
2004 Кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники» переименована в кафедру «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей»  
2005 Создана кафедра «Естественнонаучные дисциплины»  
2007 Введена новая структура колледжа, предполагающая создание военного факультета и факультета гражданской авиации Приказ начальника колледжа от 03.08.2007 № 259
2008 – 2009

Открыта подготовка по специальности

1-95 02 11 «Техническая эксплуатация средств наземного обеспечения полетов»

Разрешение Министерства образования Республики Беларусь от 13.10.2008 № 04-01-11/2299
2009

Отделение повышения квалификации реорганизовано в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров;

 

Создано отделение заочного обучения

Приказ начальника колледжа от 31.12.2009 №326

 

Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 26.08.1998 № 99

2010

Создана кафедра английского языка;

Создана кафедра безопасности на воздушном транспорте;

Отделение повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской авиации реорганизовано в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров

Приказ начальника колледжа от 01.09.2010 № 263/1
2011

Создана кафедра «Беспилотные авиационные комплексы и боевое управление»;

Создана научно-исследовательская лаборатория

Протокол поручений Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.01.2011 №13-04/789пр
2012 Открыта подготовка специалистов с высшим образованием по специальности 1-37 04 03 «Беспилотные авиационные комплексы (по направлениям)» Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17.04.2012 №190-с
01.04.2015 Минский государственный высший авиационный колледж реорганизован в Белорусскую государственную академию авиации Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.12.2014 № 466-Ц
2015 Реорганизована структура академии  
2016 Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров реорганизован в институт переподготовки и повышения квалификации  
31.03.2016 Академия авиации выведена из подчинения Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь с подчинением непосредственно Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2016 года № 270
08.08.2016 Создан факультет гражданской авиации БГАА-ТТУ Соглашение между БГАА и Таджикским техническим университетом имени академика М.С. Осими от 08.08.2016
01.09.2016 Открыта подготовка по специальности высшего образования II ступени (магистратура) 1-37 80 01 «Транспорт» Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.02.2016 № 59-Ц
08.06.2017 Академия авиации прошла аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси в качестве научной организации Заключение комиссии по аккредитации научных организаций от 08.06.2017 № 373
28.07.2018 В БГАА открыта  подготовка по специальности 05.22.14 – Эксплуатация воздушного транспорта (технические науки) для реализации образовательной программы послевузовского образования I ступени (аспирантура).  
24.05.2019 Торжественная церемония открытия «Памятного знака, посвященного 75-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.  
07.11.2019 Открытие двенадцатиэтажного общежитие №1 БГАА блочного типа после капитального ремонта.  
Декабрь 2019 Организовано издательство первого выпуска единственного в Республике Беларусь научно-практического журнала в области воздушного транспорта «Авиационный вестник».  
01.10.2020 В средней школе №46 г. Минска прошло торжественное открытие авиационных классов, приуроченное ко Дню академии. Академия приняла в свою авиационную семью учащихся средней школы, так как дорога служения небу должна начинаться ещё в детстве.  
Февраль 2021 Научно-практический журнал «Авиационный вестник» включен в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований согласно приказу Высшей аттестационной комиссии.  
Март 2021 Академия авиации занесена на Доску почёта Заводского района, став одним из лучших учреждений образования Заводского района г. Минска по итогам 2020 года. Учреждение достигло высоких показателей в сфере социально-экономического развития района.  
Май 2021 Коллектив академии авиации удостоен благодарности Министерства образования Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную деятельность по реализации государственной молодёжной политики, патриотическому и гражданскому воспитанию молодёжи.  
Июнь 2021 Торжественное открытие спортивного комплекса после его глобальной реконструкции. Появились стадион с трибунами, площадки для мини-футбола, баскетбола, волейбола, гимнастический городок.  
Июль 2021 Значимое событие для развития гражданской авиации Республики Беларусь – в БГАА был осуществлён первый набор на специальность 1-37 04 04 «Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации».  

Форма авторизации