О нововведениях в преподавании социально-гуманитарных дисциплин | БГАА
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

О нововведениях в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

05/01/2024
Новость

Начиная с 2022-2023 учебного года, по всей стране в преподавании цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин произошли существенные изменения. Активно в этот процесс вовлечена и Белорусская государственная академия авиации. О том, как изменилась работа профессорско-преподавательского состава и какие новации затронули курсантов, мы узнали у заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Владимира Николаевича Сивицкого.

– Владимир Николаевич, в преподавании цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин произошли существенные изменения. Расскажите, пожалуйста, что принципиально изменилось?

– Да, действительно, факультет гражданской авиации начиная с 2022-2023 учебного года, а военный факультет в БГАА в текущем учебном году перешли к преподаванию учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла согласно Концепции оптимизации содержания, структуры и объёма цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утверждённой Министром образования Республики Беларусь 29 апреля 2022 года. Это руководящий документ, который определяет основные направления совершенствования социально-гуманитарной подготовки специалистов на первой ступени высшего образования (общего высшего образования) вне зависимости от ведомственной подчинённости и формы собственности учреждений высшего образования и устанавливает порядок организации изучения цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин.

В прежних руководящих документах была определена модульная система цикла СГД. Эта система предусматривала изучение обязательных модулей (обязательный модуль «История» – учебная дисциплина «История Беларуси (в контексте европейской цивилизации)», обязательный модуль «Политология» – учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», обязательный модуль «Экономика» – учебные дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», обязательный модуль «Философия» – учебные дисциплины «Философия» и «Основы психологии и педагогики») и специализированных модулей, тематически примыкавших к модулям обязательным. Обязательные модули в учебных планах специальностей первой ступени высшего образования входили в государственный компонент, специализированные модули – в компонент учреждения образования. Специализированные модули также включали в себя отдельные учебные дисциплины, но изучение того или иного специализированного модуля, равно как и изучение той или иной дисциплины этого модуля, определялось уже выбором обучающихся. Количество специализированных модулей зависело от продолжительности обучения: для 5-летнего срока обучения предусматривалось изучение курсантами 4-х специализированных модулей, для 4–4,5 лет обучения УВО могло уменьшить количество изучаемых специализированных модулей до 2-х. Такая модель цикла (модуля) СГД действовала с 1 сентября 2012 года.

Согласно новой модели цикла (модуля) СГД, введённой в действие Концепцией 2022 года, учебные дисциплины цикла (модуля) СГД делятся на две части. Первая часть – базовая (государственный компонент). В неё входят три обязательных для изучения по всем специальностям высшего образования первой ступени, общего высшего образования дисциплины: «История белорусской государственности», «Философия» и «Современная политэкономия». Вторая часть – вариативная (компонент учреждения образования), в которую входят учебные дисциплины, во-первых, по выбору УВО – обязательные для изучения всеми курсантами соответствующей специальности подготовки, а во-вторых, учебные дисциплины по выбору обучающихся. Дисциплины вариативной части цикла (модуля) СГД самостоятельно, с учётом специфики подготовки кадров по конкретной специальности, профессиональных предпочтений, определяются УВО (устанавливаются Советом УВО) при разработке учебного плана каждой специальности на основе образовательного стандарта.

Каждая учебная дисциплина базовой части изучается в объёме 108 часов (3 зачётных единицы), в том числе 54 аудиторных часов. На факультете гражданской авиации, в соответствии с решениями Совета БГАА, для каждой специальности преподаются по две дисциплины вариативной части – одна по выбору Совета УВО, вторая по выбору курсантов, – каждая объёмом 108 часов (3 зачётных единицы). На военном факультете в БГАА для каждой специальности преподаются по 3 дисциплины вариативной части – каждая объёмом 72 часа (2 зачётных единицы). Дисциплины цикла (модуля) СГД, согласно новой модели, изучаются, таким образом в общем объёме 540 часов (15 зачётных единиц). Это несколько меньше прежнего объёма цикла (модуля) СГД.

Таким образом, самое главное, Концепцией 2022 года, предусмотрены: переход от модульного принципа формирования цикла (модуля) СГД к предметно-дисциплинарному; обеспечение фундаментальности и междисциплинарности, практико-ориентированности и актуальности подготовки обучающихся при освоении содержания цикла (модуля) СГД; предоставление УВО дополнительных возможностей для формирования и оперативного обновления цикла (модуля) СГД, что усиливает мобильность социально-гуманитарной подготовки специалиста в УВО.

НовостьНовость

– Чем, по вашему мнению, были продиктованы такие фундаментальные изменения?

– Безусловно, просто так они не появились. Ранее высказывались определенные замечания по поводу прежней модели цикла (модуля) СГД, и одна из глав Концепции 2022 года посвящена анализу как положительных элементов, так и недочетов, выявленных в ходе мониторинга реализации модели цикла (модуля) СГД начиная с 1 сентября 2012 года, изучения степени удовлетворённости данной моделью преподавателей и обучающихся. Наибольшие нарекания в ходе мониторинга, в частности, вызвали следующие недостатки прежней модели цикла (модуля) СГД:

  • наличие проблем в содержательной компановке обязательных модулей «Философия» и «Экономика», а также проблем аттестации по этим модулям;
  • фактическая труднореализуемость модульного принципа построения цикла (модуля) СГД на практике;
  • неадаптированность действовавшего цикла (модуля) СГД для изучения иностранными обучающимися.

Однако дело не только в этом. «Всё течёт, всё меняется», – так когда-то сказал Гераклит. Меняется общество, меняемся мы. Следовательно, меняются и требования к социально-личностной подготовке специалистов. Ни одна система образования не может обойтись без социально-гуманитарных дисциплин, т. е. той образовательной области, которая включает в себя систему учебных дисциплин (модулей) и курсов, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и социума, в котором живёт индивид. Социально-гуманитарные дисциплины способствуют приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач, формируют способности применять базовые общекультурные знания и умения, а также социально-личностные качества, соответствующие запросам государства и общества.

– Вы акцентировали внимание на том, что теперь значительно расширились возможности учреждений высшего образования в формировании вариативной части (компонент учреждения образования) цикла (модуля) СГД. В этой связи многим будет интересно: какие дисциплины вариативной части сейчас преподаются курсантам БГАА?

– Как уже отмечалось, дисциплины вариативной части (компонент учреждения образования) новой модели цикла (модуля) СГД – это дисциплины по выбору УВО и обучающихся. Перечень тех дисциплин вариативной части, которые не обозначены в Концепции 2022 года, а также то, какие учебные дисциплины относятся к дисциплинам по выбору УВО и будут в обязательном порядке изучаться курсантами той или иной специальности, а какие относятся к дисциплинам по выбору самих обучающихся, – всё это, согласно Концепции 2022 года, и устанавливается Советом УВО. Конкретно в академии авиации все возможные вопросы по поводу дисциплин вариативной части цикла (модуля) СГД решаются на заседаниях Совета БГАА.

На сегодняшний день преподавание дисциплин вариативной части (компонент учреждения образования) новой модели цикла (модуля) СГД определено следующим образом:

  • для курсантов факультета гражданской авиации, обучающихся по специальностям: «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей»; «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)»; «Беспилотные авиационные комплексы (по направлениям)»; «Техническая эксплуатация воздушных судов и средств наземного обеспечения полетов» в качестве дисциплины по выбору УВО Советом БГАА утверждено обязательное изучение дисциплины «Философские аспекты развития техники», а в качестве дисциплин вариативной части по выбору обучающихся – таких дисциплин как «Основы права» и/или «Культура и деловая этика специалиста»;
  • для курсантов факультета гражданской авиации, обучающихся по специальностям:  «Организация движения и обеспечение полётов на воздушном транспорте (по направлениям)»; «Организация воздушного движения» в качестве дисциплины по выбору УВО Советом БГАА утверждено обязательное изучение дисциплины «Страноведение», а в качестве дисциплин вариативной части по выбору обучающихся – таких дисциплин как «Культурология» и/или «Культура и деловая этика специалиста»;
  • для курсантов факультета гражданской авиации, обучающихся по специальностям: «Лётная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» в качестве дисциплины по выбору УВО Советом БГАА утверждено обязательное изучение дисциплины «История воздухоплавания, авиации и космонавтики», а в качестве дисциплин вариативной части по выбору обучающихся – таких дисциплин как «Культурология» и/или «Культура и деловая этика специалиста»;
  • для курсантов военного факультета в БГАА, обучающихся по специальностям: «Беспилотные авиационные комплексы»; «Эксплуатация аэродромов и средств наземного обеспечения полетов» в качестве дисциплин по выбору УВО Советом БГАА утверждено обязательное изучение таких дисциплин как «Основы психологии и педагогики» и «Военная политология», а в качестве дисциплин вариативной части по выбору обучающихся – таких дисциплин как «Психология управления» и/или «Социология».

– Как заведующий кафедрой, поделитесь, какие социально-гуманитарные дисциплины при выборе дисциплин среди курсантов пользуются наибольшим «спросом»?

– Курсанты военного факультета в БГАА набора 2023 года впервые выбор дисциплин вариативной части (компонент учреждения образования) по выбору обучающихся новой модели цикла (модуля) СГД смогут осуществить только 5-м семестре, это значит, в 2026-2027 учебном году. А вот курсанты факультета гражданской авиации, для изучения в текущем 2023-2024 учебном году выбрали те дисциплины, которые имеют более прикладной характер. Это такие учебные дисциплины как «Основы права» (выбор будущих авиационных механиков, прибористов, радистов и специалистов по эксплуатации БАК (гражданская авиация)), «Культура и деловая этика специалиста» (выбор будущих инженеров по управлению воздушным движением, авиационных логистов и пилотов).

Конечно, по поводу выбора той или иной дисциплины кафедра консультирует и ориентирует курсантов, особенно первокурсников, так как практико-ориентированную значимость учебных дисциплин в начале пути обучения иногда различить достаточно трудно.

– Логическое завершение каждой дисциплины – аттестация. Расскажите, пожалуйста, что именно сдают курсанты по окончании изучения социально-гуманитарных дисциплин – зачёт, дифференцированный зачёт или экзамен?

– Согласно Концепции 2022 года, требованиям приказов Министра образования Республики Беларусь, по обязательным дисциплинам базовой части (государственный компонент) новой модели цикла (модуля) СГД в качестве формы промежуточной аттестации предусмотрен экзамен, а по дисциплинам по выбору вариативной части (компонент учреждения образования) – дифференцированный зачёт. Эти установки реализуются в БГАА неукоснительно.

Новость

Автор: Даниил Шпилевский, пресс-служба
Фото: Елизавета Ледник, пресс-служба

Share icon
Новость

Изменения в Правила приема

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ, которым корректируются Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования. Положения Указа направлены на повышение объективности оценки знаний абитуриентов, упорядочение отбора на целевую подготовку, усиление конкурентной составляющей при поступлении наиболее подготовленной и мотивированной молодежи.

Подробнее

Новогодний мюзикл для детей

Ежегодно курсанты творческого объединения «Арт-пропеллер» и волонтеры первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» Белорусской государственной академии авиации участвуют в республиканской благотворительной акции «Чудеса на Рождество», пополняя копилку добрых дел популярной республиканской новогодней благотворительной акции «Наши дети».

Подробнее
Новость

Форма авторизации